Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Целями
реализации основной образовательной программы основного общего
образования являются:
· достижение выпускниками
планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
·
становление и развитие личности
обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при
разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной
программы основного общего образования предусматривает решение следующих
основных задач:
·
обеспечение соответствия основной образовательной
программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО);
·
обеспечение преемственности начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
·
обеспечение доступности получения качественного основного
общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в
том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
·
установление требований к воспитанию и социализации
обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению
воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых
условий для ее самореализации;
·
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных
форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
·
взаимодействие образовательной организации при реализации
основной образовательной программы с социальными партнерами;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в том
числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их
интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных
организаций дополнительного образования;
·
организацию интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
·
включение обучающихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
города) для приобретения опыта реального управления и действия;
·
социальное и учебно-исследовательское проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
·
сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.2. Принципы и подходы к
формированию образовательной программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС
является системно-деятельностный подход, который предполагает:
·
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
·
формирование соответствующей целям общего образования
социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
·
ориентацию на достижение основного результата образования
– развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
·
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся;
·
учет индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и
форм общения при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
·
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная образовательная
программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития
детей 11–15 лет, связанных:
·
с переходом от учебных действий,
характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как
учебной общностью и под руководством учителя, от способности только
осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой
учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней
позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
·
с осуществлением на каждом возрастном
уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов
действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области,
качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки
и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования
собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй
перспективе;
·
с формированием у обучающегося научного
типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы,
эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
·
с овладением коммуникативными средствами
и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного
сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и
сверстниками;
·
с изменением формы организации учебной
деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к
лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в
основную школу совпадает с первым этапом подросткового
развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13
лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости,
при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка
является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он
уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней
переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью
послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап
подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
·
бурным, скачкообразным характером
развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок
многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и
отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей
и переживаний;
·
стремлением подростка к общению и
совместной деятельности со сверстниками;
·
особой чувствительностью к
морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы
социального поведения взрослого мира;
· обостренной, в связи с возникновением
чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов
поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий
и убеждений, выработку принципов, моральное
развитие личности; т. е. моральным развитием личности;
·
сложными поведенческими проявлениями,
вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми
со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в
разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
·
изменением социальной ситуации развития:
ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий,
способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового
возраста, успешность и своевременность формирования новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной
позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса
и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое
для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует
и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи
воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.