Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

программа воспитания 24-25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ИМЕНИ АТАМАНА Е.П. ЗИМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МКОУ ООШ№14 протокол от 30.08.2024 № 1

Рабочая программа воспитания
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №14 имени атамана Е.П. Зимы
на 2024/2025 учебный год

Пгт.Ахтырский, 2024

Рабочая программа воспитания обучающихся МКОУ ООШ №14
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МКОУ ООШ № 14

(далее –

Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная
программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания для образовательных организаций дошкольного
и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:


предназначена для планирования и организации системной

воспитательной деятельности в МКОУ ООШ № 14;


разработана с участием коллегиальных органов управления

МКОУ ООШ № 14, в том числе Совета обучающихся, Управляющего
совета, и утверждена педагогическим советом школы;


реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,

осуществляемой

совместно

с

семьей

и

другими

участниками

образовательных отношений, социальными институтами воспитания;


предусматривает приобщение обучающихся к российским

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе
на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;


предусматривает историческое просвещение, формирование

российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа

воспитания

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный, организационный.
В соответствии с особенностями МКОУ ООШ № 14 внесены
изменения в содержательный и организационный разделы программы
воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-

правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных
представителей), направленностью образовательной программы, в том
числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных
предметов,

учитывающей

этнокультурные

интересы,

особые

образовательные потребности обучающихся.
1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ ООШ № 14
определяется

содержанием

российских

базовых

(гражданских,

национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание

воспитания

обучающихся.

Вариативный

компонент

содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в МКОУ ООШ № 14 планируется
и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской
Федерации

в

сфере

воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.3. Цель воспитания обучающихся в МКОУ ООШ № 14:


развитие личности, создание условий для самоопределения и

социализации

на

основе

социокультурных,

духовно-нравственных

ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства;


формирование

у

обучающихся

чувства

патриотизма,

гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему

поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию

и

традициям

многонационального

народа

Российской

Федерации, природе и окружающей среде.
1.4. Задачи воспитания обучающихся в МКОУ ООШ № 14:


усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных

ценностей,

традиций,

которые

выработало

российское

общество

(социально значимых знаний);


формирование и развитие личностных отношений к этим

нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);


приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,

традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
социальных отношений, применения полученных знаний;


достижение

личностных

результатов

освоения

общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.
1.5.

Личностные

результаты

освоения

обучающимися

образовательных программ включают:


осознание российской гражданской идентичности;



сформированность

ценностей

самостоятельности

и

инициативы;


готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности

и личностному самоопределению;


наличие мотивации к целенаправленной социально значимой

деятельности;


сформированность внутренней позиции личности как особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МКОУ ООШ № 14 планируется и
осуществляется

на

основе

культурно-исторического,
ориентированного

подходов

аксиологического,

антропологического,

системно-деятельностного,
и

с

учетом

принципов

личностновоспитания:

гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.6. Направления воспитания.
Программа
воспитательной

воспитания
деятельности

реализуется
МКОУ

в

ООШ

единстве
№

14

учебной

по

и

основным

направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность
обучающихся

руководствоваться

ценностями

и

приобретать

первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности
граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в
Российском

государстве

и

субъекту

тысячелетней

российской

государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам
России;

историческое

национального

просвещение,

исторического

формирование

сознания,

российского

российской

культурной

идентичности.
3.

Духовно-нравственного

воспитания

на

основе

духовно-

нравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание

честности,

доброты,

милосердия,

справедливости,

дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.

5. Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия –
развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния
здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к
труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей),
ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде

в

российском

в

обществе,

достижение

выдающихся

результатов

профессиональной деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической

культуры,

ответственного,

бережного

отношения

к

природе, окружающей среде на основе российских традиционных
духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
1.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися
ООП установлены ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены
целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности
обучающихся,

на

достижение

которых

должна

быть

направлена

деятельность педагогического коллектива для выполнения требований
ФГОС.

Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
Целевые

ориентиры

результатов

воспитания

на

уровне

основного общего образования.
Гражданское воспитание:


знающий и принимающий свою российскую гражданскую

принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;


понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и

будущему

народа

России,

тысячелетней

истории

российской

государственности на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания;


проявляющий уважение к государственным символам России,

праздникам;


проявляющий

готовность

к

выполнению

обязанностей

гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей;


выражающий неприятие любой дискриминации граждан,

проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;


принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной

организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание:


сознающий свою национальную, этническую принадлежность,

любящий свой народ, его традиции, культуру;



проявляющий уважение к историческому и культурному

наследию своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;


проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и

культуры своего края, своего народа, других народов России;


знающий и уважающий достижения нашей Родины — России

в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые
достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;


принимающий

участие

в

мероприятиях

патриотической

направленности.
Духовно-нравственное воспитание:


знающий и уважающий духовно-нравственную культуру

своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные
нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного
выбора (с учетом национальной, религиозной принадлежности);


выражающий

готовность

оценивать

свое

поведение

и

поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учетом осознания
последствий поступков;


выражающий

неприятие

антигуманных

и

асоциальных

поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям;


сознающий соотношение свободы и ответственности личности

в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;


проявляющий

уважение

к

старшим,

к

российским

традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины
и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей;



проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому

языку и литературе как части духовной культуры своего народа,
российского общества.
Эстетическое воспитание:


выражающий понимание ценности отечественного и мирового

искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;


проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к

разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание их влияния на поведение людей;


сознающий роль художественной культуры как средства

коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;


ориентированный

на

самовыражение

в

разных

видах

искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:


значение

понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности,
личных

усилий

в

сохранении

здоровья,

знающий

и

соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе
в информационной среде;


выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое

питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярную физическую активность);


проявляющий

неприятие

вредных

привычек

(курения,

употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей),
понимание их последствий, вреда для физического и психического
здоровья;

умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние



(свое

и

других

людей),

стремящийся

управлять

собственным

эмоциональным состоянием;


способный

адаптироваться

к

меняющимся

социальным,

информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание:


уважающий труд, результаты своего труда, труда других

людей; проявляющий интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения предметных
знаний;


сознающий

важность

трудолюбия,

обучения

труду,

накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для
успешной профессиональной самореализации в российском обществе;


семье,

участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в
общеобразовательной

организации,

своей

местности)

технологической и социальной направленности, способный инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;


выражающий готовность к осознанному выбору и построению

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание:


понимающий значение и глобальный характер экологических

проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека,
общества;


сознающий

свою

ответственность

как

гражданина

и

потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;


выражающий активное неприятие действий, приносящих вред

природе; ориентированный на применение знаний естественных и

социальных наук для решения задач в области охраны природы,
планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;


участвующий в практической деятельности экологической,

природоохранной направленности.
Ценность научного познания:


выражающий познавательные интересы в разных предметных

областях с учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений;


ориентированный в деятельности на научные знания о

природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;


развивающий навыки использования

различных средств

познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура,
деятельность в информационной, цифровой среде);


демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,

осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада
МКОУ ООШ № 14. Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует
ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного
процесса. Уклад МКОУ ООШ № 14 удерживает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе
которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и
средства воспитания, отражающие самобытный облик МБОУ СОШ № 1 и
ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в
МКОУ ООШ № 14

Муниципальное

казенное

общеобразовательное

учреждение

основная общеобразовательная школа №14 имени атамана Е. П. Зимы
(МКОУ ООШ №14) расположена в Абинском районе, п. Ахтырском. С
2008 года имеет статус «казачье общеобразовательное учреждение», в 2012
году за высокие показатели в направлении деятельности по военнопатриотическому воспитанию, а так же в рамках краевой акции «75-ой
годовщине Краснодарского края – 75 славных имен!» присвоено почетное
имя атамана Евстигнея Пантелеймоновича Зимы. Школа расположена в
тихом отдаленном микрорайоне поселка Ахтырский. Школа здесь является
единственным образовательным и культурно-досуговым центром.
Особенности контингента учащихся
В 1 - 9 классах школы обучается до 190 обучающихся, в зависимости
от ежегодного набора первоклассников. Педагогический состав – 12
учителей.
Состав обучающихся школы неоднороден и различается:
- по учебным возможностям, которые зависят от общего развития
ребёнка и его уровня подготовки к обучению в школе. Основными
проблемами в развитии являются задержка психического развития, есть
дети с умственной отсталостью, дети-инвалиды, обучающиеся на дому.
Имеются обучающиеся инклюзивно в общеобразовательных классах (12
чел.). Наряду с Основной образовательной программой начального и
основного общего образования в школе реализуются адаптированные
основные общеобразовательные программы. Кроме того, ежегодно
разрабатываются рабочие программы по курсам внеурочной деятельности,
функционируют

группы

обучающихся

по

дополнительным

общеразвивающим программам;
- по социальному статусу, который зависит от общего благополучия
семьи или уровня воспитательного ресурса отдельных родителей.
Присутствуют

обучающиеся

с

неблагополучием,

с

девиантным

поведением, обучающиеся, стоящие на различных видах учета.
-

по

национальной

принадлежности,

которая

определяется

многонациональностью жителей микрорайона школы. Среди учащихся
присутствуют такие национальности как: русские, армяне, турки,
украинцы.
Главным

направлением работы школы является патриотическое

воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за
свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и
достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к
судьбам Отечества.
В соответствии с поставленными целями и задачами, чтобы
достигнуть результата мероприятия должны иметь системный характер.
Основными традициями воспитания в МКОУ ООШ

№14 являются

следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
-

важной

чертой

каждого

ключевого

дела

и

большинства

используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников

является

коллективная

разработка,

коллективное

планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между

классами,

поощряется

конструктивное

межклассное

и

межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная
активность;

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,

организационную,

посредническую

(в

разрешении

конфликтов) функции.
Оригинальные воспитательные находки школы
1) Воспитательные системы класса, разработанные классными
руководителями
целенаправленных

на

основе

системы

воспитательных

персональных

мероприятий

и

поручений,
оценочных

инструментов;
2) Модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная
на

установлении

конструктивных

отношений

и

целенаправленной

организации совместной деятельности по развитию школьного уклада;
3) Практический день как форма организации целенаправленной
системной работы по развитию проектной деятельности школьников,
позволяет интегрировать содержание урочной и внеурочной деятельности;
4) Обеспечение 80% - ного охвата внеурочной деятельностью всех
категорий обучающихся за счет профессионального ресурса педагогов
школы с привлечением педагогов дополнительного образования;
5) Модель управления результатами образования на основе системы
распределения профессиональных поручений с учетом свободного выбора,
обеспечивающая

повышение

уровня

персональной

ответственности

каждого педагога за качество выполненной работы.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом
разделе запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны

виды,

формы

и

содержание

воспитательной

работы

в

рамках

определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей
обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания.
Воспитательная работа МКОУ ООШ №14 представлена в рамках
основных

(инвариантных)

модулей:

«Классное

руководство»,

«Урочная

деятельность»,

«Внешкольные

«Основные

школьные

деятельность»,

дела»,

«Внеурочная

мероприятия»,

«Предметно-

пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление»,
«Профилактика

и

«Профориентация».

безопасность»,
Модули

описаны

«Социальное

партнерство»,

последовательно

по

мере

уменьшения их значимости в воспитательной системе МКОУ ООШ №14.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:
− установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,

способствующих

позитивному

восприятию

учащимися

требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
− побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
− привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
−

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
− применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
− включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
− организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над

их

неуспевающими

одноклассниками,

дающего

школьникам

социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских

проектов,

что

дает

школьникам

возможность

приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык

генерирования

и

оформления

собственных

идей,

навык

уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей

осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:

обучающихся



курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической,

военно-патриотической,

краеведческой,

историко -культурной

направленности: «Россия – мои горизонты», «Разговоры о важном»,
«Основы военной подготовки», «Кубановедение»;


курсы, занятия духовно-нравственной направленности по

религиозным культурам народов России, основам духовно -нравственной
культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Основы
православной культуры», «Семьеведение»;


курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,

просветительской
«Практическая

направленности:
биология»,

«Мир

«Занимательная

под

микроскопом»,

химия»,

«Физика

в

исследованиях», «Робототехника», «Юный исследователь», «Читательская
грамотность», «Математическая грамотность», «Основы финансовой
грамотности», «Функциональная грамотность: учимся для жизни»,
«Разговор о правильном питании»;


курсы,

творчества

занятия

разных

видов

в

области
и

искусств,

жанров:

художественного

«Декоративно-прикладное

творчество», «Декоративно -прикладное творчество с вышивкой» «Дебют»,
«Мир танца»;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности:
«Казачьи игры», «Физическая культура. Самбо»
Воспитание

на

занятиях

школьных

курсов

внеурочной

деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них
деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться
в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные
для своего личностного развития социально значимые отношения,
получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п.
детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и
педагогов

общими

позитивными

эмоциями

и

доверительными

отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их
членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
-

поощрение

педагогами

детских

инициатив

и

детского

самоуправления происходит реализация воспитательного потенциала
курсов внеурочной деятельности в рамках следующих выбранных
школьниками ее видов.
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной в первую
очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривает:


планирование

и

проведение

классных

часов

целевой

воспитательной тематической направленности;


инициирование и поддержку классными руководителями

участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание
необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и
анализе;


организацию

интересных и

полезных для

личностного

развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них
обучающихся

с

возможности

для

разными

потребностями,

самореализации,

способностями,

устанавливать

и

давать

укреплять

доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения;


сплочение коллектива класса через игры и тренинги на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;


выработку совместно с обучающимися правил поведения

класса, участие в выработке таких правил поведения в образовательной
организации;


изучение особенностей личностного развития обучающихся

путем наблюдения за их поведением, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями,
учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;


проблем

доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально
и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;


индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению

личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;


регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные на формирование единства требований по вопросам
воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;


проведение педагогических советов для решения конкретных

проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на
обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных
делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся,

общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;


собраний,

организацию

и

проведение

информирование

родителей

регулярных
об

родительских

успехах

и

проблемах

обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь
родителям

и

иным

членам

семьи

в

отношениях

с

учителями,

администрацией;


создание и организацию работы родительского комитета

класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в
классе, общеобразовательной организации;


привлечение родителей (законных представителей), членов

семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;


проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и

других мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:


общешкольные

праздники,

ежегодные

творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия,
связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными
датами, в которых участвуют все классы;


участие во всероссийских акциях, посвященных значимым

событиям в России, мире;


торжественные

образования,

переходом

символизирующие

мероприятия,
на

приобретение

связанные

следующий
новых

образовательной организации, обществе;

с

уровень
социальных

завершением
образования,
статусов

в



церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)

обучающихся

и

педагогов

за

участие

в

жизни

образовательной

организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад
в развитие образовательной организации, своей местности;


совместно

социальные

проекты

разрабатываемые

и

в

образовательной

реализуемые

организации,

обучающимися

и

педагогическими работниками, в том числе с участием социальных
партнеров,

комплексы

дел

благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой и другой направленности;


проводимые для жителей населенного пункта и организуемые

совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления
в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей
населенного пункта;


разновозрастные сборы, многодневные выездные события,

включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической,

историко-краеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной и другой направленности;


школьные

вовлечение
дела

в

по

возможности

разных

ролях

каждого

обучающегося

(сценаристов,

в

постановщиков,

исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;


наблюдение

за

поведением

обучающихся

в

ситуациях

подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий,
их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими
работниками и другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:


общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые

совместно с социальными партнерами образовательной организации;


внешкольные

направленности,

тематические

организуемые

мероприятия

педагогами

по

воспитательной
изучаемым

в

образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;


экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную

галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах
классными руководителями, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;


литературные, исторические, экологические и другие походы,

экскурсии, экспедиции, слеты и др., организуемые педагогическими
работниками,

в том

числе

совместно с

родителями

(законными

представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей,

деятелей

науки,

природных

и

историко-культурных

ландшафтов, флоры и фауны и др.;


выездные

события,

включающие

в

себя

комплекс

коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детсковзрослая

общность,

характеризующаяся

доверительными

взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация

воспитательного

потенциала

предметно-

пространственной среды предусматривает совместную деятельность
педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений

по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:


оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в

образовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации,

субъекта

образования

(флаг,

Российской

герб),

Федерации,

изображениями

муниципального

символики

Российского

государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;


организацию и проведение церемоний поднятия (спуска)

государственного флага Российской Федерации;


размещение

карт

России,

регионов,

муниципальных

образований (современных и исторических, точных и стилизованных,
географических,

природных,

оформленных,

в

обучающимися)

с

том

культурологических,

числе

изображениями

материалами,

художественно
подготовленными

значимых культурных объектов

местности, региона, России, памятных исторических, гражданских,
народных,

религиозных

государственных

мест

деятелей

почитания,

России,

портретов

деятелей

выдающихся

культуры,

науки,

производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;


изготовление,

изображений

размещение,

(символических,

обновление

живописных,

художественных
фотографических,

интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов
России;


организацию и поддержание в образовательной организации

звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической

воспитательной

направленности

(звонки-мелодии,

музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской
Федерации;



разработку,

оформление,

воспитательном процессе
числе если

поддержание,

использование

в

«мест гражданского почитания» (в том

образовательная

организация

носит

имя

выдающегося

исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и др.) в
помещениях

образовательной

организации

или

на

прилегающей

территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий
в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных
досок;


оформление и обновление «мест новостей», стендов в

помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной,
привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об
интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;


разработку и популяризацию символики образовательной

организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и
др.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;


подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций

творческих

работ

обучающихся

в

разных

предметных

областях,

демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;


поддержание эстетического вида и благоустройство всех

помещений в образовательной организации, доступных и безопасных
рекреационных

зон,

озеленение

территории

при

образовательной

организации;


разработку,

оформление,

поддержание

и

использование

игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и
тихого отдыха;


создание и поддержание в вестибюле или библиотеке

стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители,

педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать
для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов



вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению
школьных аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых



событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов,



инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных
для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной
организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль

«Взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)»
Реализация
родителями

воспитательного
(законными

потенциала

взаимодействия

представителями)

с

обучающихся

предусматривает:


классах

создание и деятельность в образовательной организации, в
представительных

(родительского

комитета

органов

родительского

образовательной

сообщества

организации,

классов),

участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем
совете образовательной организации;


тематические

общешкольные

родительские

родительские

собрания

собрания
по

вопросам

в

классах,
воспитания,

взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;


родительские

дни,

в

которые

родители

(законные

представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия;


работу

семейных

клубов,

родительских

гостиных,

предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для
совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов
воспитания;


проведение

тематических

собраний

(в

том

числе

по

инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по
вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных
работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться
опытом;


родительские форумы на официальном сайте образовательной

организации

в

информационно-коммуникационной

интернет-сообщества,

группы

с

участием

сети

педагогов,

на

Интернет,
которых

обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;


участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в

случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом
соответствии

консилиуме
с

порядком

в

образовательной

привлечения

организации

родителей

в

(законных

представителей);


привлечение

родителей

(законных

представителей)

к

подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;


целевое взаимодействие с законными представителями детей-

сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление»

Реализация

воспитательного

потенциала

ученического

самоуправления в образовательной организации предусматривает:


организацию

самоуправления

и

(совет

деятельность

обучающихся

органов

или

ученического

других),

избранных

обучающимися;


интересов

представление

органами

обучающихся

в

ученического

самоуправления

управления

образовательной

процессе

организацией;


защиту органами ученического самоуправления законных

интересов и прав обучающихся;


участие представителей органов ученического самоуправления

в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в образовательной организации.
В связи с тем, что школа имеет статус «казачье образовательное
учреждение»,

детское

самоуправление

осуществляется

следующим

образом. Возглавляет орган ученического самоуправления атаман школы,
который в свою очередь руководит Советом атаманов (в Совет атаманов
входит атаман школы и атаманы каждого класса, расширенный совет
атаманов – атаманы классов + заместители атаманов классов). Атаман
школы и атаманы классов выбираются открытым голосованием, путем
поднятия руки.
На уровне школы:


мнения

через деятельность Совета атаманов, создаваемого для учета
школьников

по

вопросам

управления

образовательной

организацией и принятия административных решений, затрагивающих их
права и законные интересы. Объединяющего атаманов классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных коллективов;

через работу постоянно действующего школьного актива, в



виде помощников атамана школы по спорту, образованию, культуре,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и
т.п.);
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за



проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т.п.;
На уровне классов:
через



деятельность

атамана

класса,

призванного

информировать об основных общешкольных делах, а также помощников
атамана

класса

для

облегчения

распространения

значимой

для

школьников информации и получения обратной связи от педагогов;
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию,



проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
через



реализацию

школьниками,

взявшими

на

себя

соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в
классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и
комфортной среды в образовательной организации предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по



созданию в образовательной организации эффективной профилактической
среды

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности

как

условия

успешной воспитательной деятельности;


ресурсов

проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
повышения

безопасности,

выделение

и

психолого-

педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);


проведение

коррекционно -воспитательной

работы

с

обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с
привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов,
коррекционных

педагогов,

работников

социальных

служб,

правоохранительных органов, опеки и др.);


разработку

и

реализацию

профилактических

программ,

направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением; организацию межведомственного взаимодействия;


вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность,

проекты, программы профилактической направленности социальных и
природных рисков в образовательной организации и в социокультурном
окружении

с

педагогами,

родителями,

социальными

партнерами

(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры,
группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на
транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности,
гражданской обороне и др.);


организацию превентивной работы с обучающимися со

сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков
саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям,
групповому давлению;


профилактику

правонарушений,

девиаций

посредством

организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, –
познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого
общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной,
религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);



предупреждение,

деятельность

в

образовательной

профилактику

случаях

появления,

организации

и

целенаправленную

расширения,

маргинальных

влияния

групп

в

обучающихся

(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и др.);


профилактику

требующих

специальной

расширения

групп,

семей

психолого-педагогической

обучающихся,
поддержки

и

сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально не
адаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Контингент обучающихся МКОУ ООШ№14 можно охарактеризовать
следующим образом: всего в школе обучается 164 чел. учащихся. Из них:
дети

обучающиеся

по

7,

8

12

образовательному маршруту
детей инвалидов

1

Опекаемые дети и дети-сироты

12

Многодетные семьи

42

Неполные семьи

40

Семьи СОП

0

Семьи ТЖС

0

Цель профилактической работы МКОУ ООШ№14 - использование
системы
воспитательных воздействий,

направленных на

формирование

позитивной
социальной
социализации

ориентации,

обучающихся,

создание

условий

предотвращения

для

позитивной

социально-негативных

явлений, повышение уровня общей и правовой культуры обучающихся.
Создание, с одной стороны, социальных условий для становления
личности ребенка, находящегося в проблемной жизненной ситуации, с

другой

-

создание

условий

для

оздоровления

педагогической

целесообразной среды, в которой живет и развивается этот ребенок.
Направления (содержательные) профилактики:
– профилактика зависимого поведения (химической и нехимической
зависимости);
– профилактика правонарушений и безнадзорности, в том числе
самовольных уходов;
– профилактика аутодеструктивного, суицидального поведения
несовершеннолетних;
-

профилактика

преступлений

и

правонарушений

среди

несовершеннолетних или с участием несовершеннолетних;
- профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними;
– развитие навыков безопасного поведения в различных жизненных
ситуациях (на воде, вблизи железной дороги, общественном транспорте);
– проведение мероприятий по предупреждению травматизма
обучающихся, в том числе детского дорожно-транспортного травматизма,
пожарной безопасности.
Организация профилактики
Решаемые задачи, содержание и формы профилактики в рамках:


программ

учебных

предметов

(окружающий

мир,

литературное чтение, русский язык и др.);


использование воспитательных возможностей содержания

учебного предмета через интересные внеурочные формы (классные часы,
уроки-экскурсии, «круглые» столы) демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения, через подбор соответствующих
жизненных ситуаций и отработки умений и навыков.

Абинского

встречи со специалистами органов и систем профилактики
района, в рамках межведомственного взаимодействия, для

обсуждения вопросов профилактики преступлений и правонарушений.



плана работы Совета профилактики;



плана деятельности Штаба воспитательной работы;



плана воспитательной работы классного руководителя (с

обучающимися и родителями);


плана

работы

педагога-психолога

(с

обучающимися,

родителями, педагогами);

др.

(с

календарного плана воспитательной работы – акции, недели и
обучающимися,

родителями,

педагогами

образовательной

организации).
Выявление несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучении
и адаптации, в социально опасном положении, трудной жизненной
ситуации (диагностика психологическая, педагогическая, социальнопедагогическая):


организация работы Совета профилактики;



организация деятельности Штаба воспитательной работы;



организация работы службы медиации;



организация индивидуальной профилактической деятельности

(вторичная профилактика).
Формы: наблюдение, диагностика, консультирование, организация
профилактической работы, а также межведомственного взаимодействия) и
др.
Мониторинг эффективности проводимой работы
Показатели динамики детей «группы риска» за 3 года (детей,
состоящих на
внутришкольном учете и иных формах учета).
Средства диагностики: экспертная оценка педагогом (классным
руководителем) ребенка (класса) на основе наблюдений (1 – 6 классы),
социально-психологического

тестирования

(7

–9

классы),

оценка

удовлетворенности субъектов образовательной деятельности (план работы

классного руководителя, план работы педагога-психолога).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:


участие представителей организаций-партнеров, в том числе в

соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);


участие представителей организаций-партнеров в проведении

отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;


занятий,

проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,
внешкольных

мероприятий,

акций

воспитательной

направленности;


проведение открытых дискуссионных площадок (детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров
для обсуждения актуальных проблем, касающихся жизни образовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;


реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых

обучающимися,

педагогами

с

организациями-партнерами

благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности,

ориентированных

на

воспитание

обучающихся,

преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Реализация

воспитательного

потенциала

профориентационной

работы образовательной организации предусматривает:



проведение циклов профориентационных часов, направленных

на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;


профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры,

квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора
профессий,

особенностях,

условиях

разной

профессиональной

деятельности;


экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы;


посещение

профориентационных

выставок,

ярмарок

профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней
открытых

дверей

в

организациях

профессионального,

высшего

образования;


организацию на базе детского лагеря при образовательной

организации профориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями,
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той
или иной профессии, развить соответствующие навыки;


совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-

ресурсов,

посвященных

профориентационного
интересующим

выбору

профессий,

онлайн-тестирования,

профессиям

и

направлениям

прохождение

онлайн-курсов

по

профессионального

образования;


участие

в

работе

всероссийских

профориентационных

проектов;


индивидуальное консультирование психологом обучающихся

и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей,

иных

индивидуальных

особенностей

обучающихся,

которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;



освоение обучающимися основ профессии в рамках различных

курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МКОУ ООШ №14 в
соответствии с ФГОС по разделению функционала, связанного с
планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной
деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических
работников

в

сфере

воспитания;

психолого-педагогического

сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по
привлечению

специалистов

других

организаций

(образовательных,

социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:


директор МКОУ ООШ №14 Гуляева Людмила Александровна



заместитель

директора

по

УВР

Шипулина

Надежда

Владимировна


педагог-организатор

классов

казачьей

направленности

Петренко Елена Александровна


социальный педагог Елисеева Екатерина Анатольевна



педагог-психолог Шевченко Анна Константиновна



учитель физической культуры и ОБЗР Хачатрян Надежда

Александровна


классные руководители 1 – 9 классов

Общая численность педагогических работников МКОУ ООШ №14 –
12 человек основных педагогических работников, из них 11 имеют
высшее педагогическое образование. Классное руководство в 1–9-х
классах осуществляют 9 классных руководителей.

Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по
актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.
3.2. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
На уровне МКОУ ООШ№14 обучающихся с ОВЗ – 12. Это дети с
задержкой психического развития, умственной отсталостью.
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:


налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;


формирование доброжелательного отношения к обучающимся

и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;


построение

воспитательной

деятельности

с

учетом

индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;


обеспечение

обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

уровня

поддержки
их

семей

педагогической,

психологической, медико-социальной компетентности.
При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

с

особыми

образовательными потребностями школа ориентируется:


на

формирование

личности

ребенка

образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту
и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;


создание оптимальных условий совместного воспитания и

обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических
воспитателей,
дефектологов;

приемов,

организацией

педагогов-психологов,

совместных

форм

учителей-логопедов,

работы

учителей-

личностно ориентированный подход в организации всех видов



деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МКОУ
ООШ № 14
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы
о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии
значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы
Положением о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с
локальным актом обязательно.
3.

Регулирование

частоты

награждений

–

награждения

по

результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения –
использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность
стимулировать
обучающихся,

индивидуальную
преодолевать

и

коллективную

межличностные

активность

противоречия

между

обучающимися, получившими и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей (законных представителей) обучающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций,
их статусных представителей.

6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов
наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Кроме этого, в МКОУ ООШ №14 практикуется благотворительная
поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов). Она заключается
в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел,
мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм
совместной

деятельности

воспитательной

направленности,

в

индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей,
педагогических

работников.

Благотворительность

предусматривает

публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
Информирование

родителей

(законных

представителей)

о

поощрении ребенка МКОУ ООШ №14 осуществляет посредством
направления благодарственного письма.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МКОУ ООШ №14
осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов
воспитания,

личностными

результатами

обучающихся

на

уровне

основного общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным
образовательной

методом

анализа

организации

воспитательного

является

ежегодный

процесса

в

самоанализ

воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:


взаимное

уважение

всех

участников

образовательных

отношений;


приоритет

анализа

сущностных

сторон

воспитания

ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных

показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации,
содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений
между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;


развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует

на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности
с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);


распределенная ответственность за результаты личностного

развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное
развитие – это результат как организованного социального воспитания, в
котором образовательная организация участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1.

Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ

проводится

классными

руководителями

вместе

с

заместителем директора по воспитательной работе (советником директора
по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при
наличии)) с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным
воспитания,

способом

социализации

получения
и

информации

саморазвития

о

результатах

обучающихся

является

педагогическое наблюдение.
Внимание
вопросах:

педагогических

работников

сосредоточивается

на



какие

проблемы,

затруднения

в

личностном

развитии

обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;


какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;



какие новые проблемы, трудности появились, над чем

предстоит работать педагогическому коллективу.
1.

Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной
работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом (при наличии)), классными руководителями с
привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,
совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников
могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями
(законными

представителями),

педагогическими

работниками,

представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
реализации воспитательного потенциала:


Урочной деятельности;



внеурочной деятельности обучающихся;



деятельности классных руководителей и их классов;



проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;



внешкольных мероприятий;



создания и поддержки предметно-пространственной среды;



взаимодействия с родительским сообществом;



деятельности ученического самоуправления;



деятельности по профилактике и безопасности;



реализации потенциала социального партнерства;



деятельности по профориентации обучающихся;

Итогом

самоанализа

воспитательной

работы

МКОУ

ООШ

№14 будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить
педагогическому коллективу школы в 2024 – 2025 учебном году. Эти
проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
2025 – 2026 учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».